Евгений Тихонович Мигунов День рождения: 27 февраля Художник-мультипликатор, иллюстратор и карикатурист |
Евгений Мигунов
Сообщений 1 страница 20 из 20
Поделиться12017-07-28 23:19:34
Поделиться22017-07-28 23:28:21
Андрей Щербак-Жуков "Мигунов, который умел все"
Книга сказок должна быть с картинками. Убежден, что это – аксиома. И не думаю, что кто-то будет спорить со мной всерьез.
Некоторые авторы стараются сами. Мы знаем мумми-троллей именно такими, какими их представила Туве Янсон, а Маленького Принца – глазами самого Антуана де Сент-Экзюпери. Другие же сказки четко ассоциируются с авторскими дуэтами – писатель и художник-иллюстратор. Трудно себе представить «Алису в Стране чудес» и «Алису в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла без картинок Джона Тенниела, а сказок Гете – без гравюр Вильгельма фон Каульбаха.
В ХХ веке изменились сказки, но не изменились основные принципы. «Приключения Незнайки» Николая Носова прочно связаны с иллюстрациями Генриха Валька. Художник Евгений Мигунов лучше других понял и прочувствовал повести Кира Булычева об Алисе Селезневой – узнал их сказочную суть. Он называл их «сказками из будущего (а не из «мистики прошлого»)». Для многих любителей этой героини, познакомившейся с ней по книгам, а не по последующим экранизациям, «Девочка с Земли» в первую очередь ассоциируется с озорными рисунками Евгения Мигунова. 27 февраля ему исполнилось бы 90 лет. Несмотря на то что он окончил ВГИК и начинал в мультипликации, больше четырех десятков лет он отдал книжной и журнальной графике, в ней нашел свое полное творческое выражение.
Евгений Тихонович Мигунов родился в Москве 27 февраля 1921 года в семье служащего. Сначала он учился в обычной школе № 12 Хамовнического района Москвы, но проявил талант и способности и в числе наиболее успевающих учеников был переведен в Московскую опытно-показательную школу им. Лепешинского. Окончил ее в 1938 году и, проучившись год в изостудии, поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии – в мастерскую знаменитого мультипликатора Ивана Петровича. Иванова-Вано. В 1943 году Мигунов зачисляется на постоянную работу на киностудию «Союзмультфильм». Его первые работы в качестве художника-постановщика были созданы в соавторстве с однокурсником по ВГИКу Анатолием Сазоновым. Они завершили картину Иванова-Вано «Краденое солнце», работали над его же «Зимней сказкой», «Пропавшей грамотой» сестер Брумберг, «Песенкой радости» Мстислава Пащенко, ставшей первым советским рисованным фильм, награжденным на международном фестивале. С 1946 года Мигунов начал уже самостоятельно как художник-постановщик работать с ведущими режиссерами «Союзмультфильма». При его участии поставлены «Веселый огород», «Кто первый?», «Квартет», «Чемпион», «Полкан и Шавка», «Дедушка и внучек», «Трубка и медведь», «Волшебный магазин», «Когда зажигаются елки», «Лесные путешественники», «Песня о дружбе» и др. В 1953 году Мигунов дебютировал как режиссер – мультфильмом «Карандаш и Клякса ≈ веселые охотники». По сути, это был первый в истории студии авторский мультфильм: Мигунов был автором его сценария, художником-постановщиком и режиссером. Потом сделал «Это что за птица?», «Знакомые картинки» (с участием Аркадия Райкина), «Ровно в три пятнадцать...».
Сотрудники студии любили его – человека веселого и трудолюбивого. Называли – «Женька Мигунов, который умеет все». Он был полон самых смелых творческих планов, когда возник конфликт с директором и художник был уволен. Он не успел завершить экранизацию «Прозаседавшихся» Маяковского, не смог поставить весьма смелый сценарий «Мир! Мир» Мир!!!». Евгений Мигунов, по общему признанию, был «душой студии», а имени временщика-директора, уволившего его, сейчас не помнят даже историки советской мультипликации.
Надо сказать, что, по отзывам тех, кто знал Евгения Тихоновича лично, он обладал довольно необычным, противоречивым характером. С одной стороны, он был контактным и сговорчивым человеком – он попросту не умел говорить «нет», даже если проект ему не нравился или он опасался, что не справится с ним на должном уровне. Поскольку он во всем стремился добиться идеального исполнения – этого требовал и от себя самого, и от тех, с кем сотрудничал. Он верил в людей, подчас в своих суждениях даже награждал их положительными качествами сверх меры, он судил людей по высшим требованиям и, если разочаровывался, мог высказать все прямо. Он не мог простить ни себе, ни кому-то другому даже малой толики халтуры. В этом противоречии был источник конфликтов. Показательна история, случившаяся позднее. Мигунов работал над диафильмом в качестве художника, но, прочитав сценарий, не удержался и полностью переписал его, несомненно улучшив, и потом искренне недоумевал, почему на него обиделся халтурщик-сценарист.
В 1960 году мультипликация потеряла самобытного художника. Зато книжная и журнальная графика его приобрела. Любое кино – будь то игровое или рисованное, полнометражное или короткометражное – нивелирует индивидуальность. Есть много примеров, когда художники, проработавшие в анимации многие годы, по-настоящему раскрылись только после того, как окончательно с ней порвали.
Мигунов как карикатурист и оформитель сотрудничал с журналами «Крокодил», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», в «Литературной газете», «Правде», «Советской культуре», «Вечерней Москве» и др. Рисовал диафильмы.
Однако настоящую славу ему принесла книжная иллюстрация. Долгие годы Евгений Мигунов иллюстрировал книги для издательства «Детская литература». Именно здесь в 60-е годы сформировался его неповторимый и узнаваемый издали стиль рисунка. С его графикой вышли «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких, рассказы и пьесы Николая Носова, «Электроник – мальчик из чемодана» Евгения Велтистова, сборники остроумных сказок Феликса Кривина. Ну и, конечно, «Девочка с Земли» и «Сто лет тому вперед» Кира Булычева.
Поделиться32017-07-28 23:30:03
Евгений Мигунов был первым, кто воплотил очаровательную Алису Селезневу в виде визуального образа. Он «помог» ей взрослеть от «детсадовки» в «Девочке, с которой ничего не случится» до «тинейджерицы» в «Миллионе приключений» и последующий произведениях.
Сотрудничество продолжилось в 90-е годы, когда издательство «Культура» замыслило шеститомник «Приключений Алисы». Этой работой перфекционист Евгений Мигунов остался доволен больше, чем другими книжными сериями. Там были и иллюстрации, и заставки, и форзацы. И к каждому было нарисовано множество эскизов, вариантов, каждый образ долго искался и находился.
Алиса на Бронте – известная тема. Только тут она в цвете.
Рисунки из архива Евгения Мигунова.
Издательство «Армада» уже получило сработавшийся дуэт из писателя и художника. Они уже были хорошо знакомы, и новые повести о приключениях Алисы одному из первых попадали к Евгению Мигунову. Художник даже подсказал писателю несколько сюжетов – например, именно он предложил объединить два самых популярных цикла произведений и «запустить» Алису в город Великий Гусляр!
К Евгению Мигунову пришел Кир Булычев и когда решил выпустить в трех томах все свои произведения, действие которых происходит в Великом Гусляре. Работа началась в середине 1997 года. Проект этот мог бы быть грандиозным, но воплотился в две плохонькие книжечки с мелкими иллюстрациями. Хотя была нарисована не одна сотня эскизов, набросков, законченных рисунков. Были придуманы образы – и не один, а несколько на выбор! – Корнелия Удалова, Александра Грубина, профессора Льва Минца, старика Ложкина, журналиста Миши Стендаля, доминошников Каца и Погосяна. Были нарисованы обложки, придуманы оригинальные макеты страниц. Большая часть этого материала не знакома широкой публики, она осталась в архиве художника. Есть, к примеру, пейзажи городка с пометками Кира Булычева: «Это не Гусляр! Это Калуга», «Это Пресня». К каждому рассказу цикла, а их больше сотни, рисовались эскизы.
Дневниковые записи отражают творческие терзания художника. Он весьма высоко оценивает прозу Кира Булычева в лучших ее проявлениях, при этом безжалостен к малейшим его просчетам. Временами он сомневается, что способен создать достойный визуальный эквивалент ярким литературным образам писателя. При этом художник уже явно теряет силы – ему ведь было уже под восемьдесят! Весь 1998 год продолжалась работа над Великим Гусляром, а параллельно рисовались иллюстрации к новым повестям об Алисе, шли жесткие споры о ее раскрашивании – можно ли это поручить другому художнику. Издатели были рады любому результату, но Евгений Тихонович стремился к максимальному приближению к идеалу и этим изводил в первую очередь себя. В 1999 году у художника случился инсульт, он уже не мог рисовать сам, но старался контролировать раскраску рисунков для новой серии книг об Алисе.
1 января 2004 года Евгения Мигунова не стало, он похоронен на Миусском кладбище Москвы. Но остались огромные архивы – это и рисунки, и воспоминания, и размышления об искусстве мультипликации и об искусстве иллюстрации.
Источник: "Независимая газета", 03.03.2011 г.
http://www.ng.ru/ng_exlibris/2011-03-03/1_migunov.html
Поделиться42017-07-29 08:48:18
Мигунову очень благодарна прежде всего за Алису! Вот ни у кого так не получилось, как у него. И конечно "Понедельник начинается в субботу" - это шедевр. Один из самых любимых моих художников!
Поделиться52017-07-29 09:42:55
Сергей Литвинов "Понедельник начинается в субботу" в иллюстрациях Мигунова"
| Пожалуй, лучшие иллюстрации к «Понедельнику» принадлежат перу замечательного художника Евгения Мигунова. Их с полным правом можно назвать каноническими. Если помните, в послесловии Саши Привалова к «Понедельнику» об этих иллюстрациях даже есть отдельная ремарка (в некоторых изданиях, правда, почему-то отсутствующая): «Иллюстрации обладают высокой достоверностью и смотрятся весьма убедительно (я даже подумал было, что художник непосредственно связан со смежным НИИ Кабалистики и Ворожбы)». И Борис Натанович отзывался о них весьма восторжено: «Мигунов, ученик Ротова, не могу не признать, это – люкс, экстра-класс, шедевр!». Не могу с ним не согласиться. А несколько лет назад я узнал, что, оказывается, существуют две версии мигуновских иллюстраций – одна для первого отдельного издания «Понедельника» (это 1965 год), а другая – для второго (1979). В этой последней версии художник несколько переработал рисунки (да что там «несколько переработал» – попросту перерисовал заново), адаптировав персонажей к современности. Саша Привалов, скажем, стал явно напоминать Шурика. |
Поделиться62017-07-29 09:50:49
Впервые я прочел «Понедельник» как раз в издании 79-го года, с Приваловым-Шуриком. И когда я узнал о существовании предыдущей редакции этих иллюстраций, мне стало ужасно интересно сравнить их. И, как позже выяснилось, такое желание возникает не у меня одного. Если у вас есть одна из этих книг, может быть, и вам будет любопытно увидеть альтернативные рисунки?
В общем, давайте смотреть. Слева – старые, справа – новые.
1965 | 1979 |
Вот такие у них обложки:
Ифриты во втором издании перебрались на титульный лист:
А таким титульный лист был в первом издании (диван, обратите внимание, на курьих ножках):
Поделиться82017-07-29 10:08:31
Наина Киевна в веселенькой косынке с изображениями атомиума и с надписью «Международная выставка в Брюсселе»:
Кот Василий:
Говорящая щука:
Дракона везут на полигон (в толпе стоят Саша Привалов с Наиной Киевной):
Наина Киевна подкатывается на предмет транспорта до Лысой Горы (вы заметили русалку в ветвях дуба?):
Гриф на печи:
Поделиться92017-07-29 10:15:20
Витька Корнеев прилетел за умклайдетом (в книге 1965 года такого рисунка не было):
Модест Матвеевич прекращает разбазаривание:
Утренняя гимнастика (а эта иллюстрация пропала в издании 1979 года):
Музей НИИЧАВО (под рогаткой, которую рассматривает Саша на новой иллюстрации, можно прочитать подпись: «Праща Давида»):
— Ну неужели ты не видишь?
И я увидел...
Поделиться102017-07-29 10:22:40
Саша Привалов на инструктаже у Модеста (вся мебель снова на курьих ножках):
Федор Симеонович Киврин (весьма напоминает внешне Феликса Кривина, хотя его главный прототип – Иван Ефремов):
Невообразимо изящный Кристобаль Хозевич Хунта:
Выбегалло (чем-то напоминает одного из своих прототипов Александра Казанцева):
Мерлин с краденным приемником (есть только во втором издании):
Магнус Редькин и его брюки-невидимки (в первой редакции Мигунов явно был стыдливей):
Поделиться122017-07-29 10:30:51
Мне оба варианта нравятся. А ИДМ по какому изданию делал?
Поделиться132017-07-29 10:39:09
Дискуссия о небелковой жизни (на второй иллюстрации Эдик непринужденно снял туфли и остался в носках):
Воронка после последнего кадавра (чуть ли не единственный рисунок, не измененный в новом издании, а лишь слегка повернутый):
Витька левитирует (похоже, ребята окончательно приватизировали диван-транслятор):
Луи Седловой со своим агрегатом для временных путешествий (в новой редакции его почему-то нет):
Путешествие в описываемое будущее:
Саша Дрозд, Привалов и ведьмочка Стелла рисуют стенгазету, а за ними наблюдает попугай (эта иллюстрация во втором издании пропала):
Поделиться142017-07-29 10:48:30
Мертвый попугай в чашке Петри:
Ассоциативный допрос:
Янус с попугаем:
Ведьмочка Стелла (такая симпатичная Стелла есть только в новом издании):
Саша Привалов догадался о дискретной контрамоции:
Янус Полуэктович – как и положено, в двух лицах: Янус постарше (1965) и Янус помоложе (1979):
Узнали обложку книги на столе? Да, в издании 1965 года Привалов рецензирует это самое издание 1965 года
Поделиться152017-07-29 10:53:21
А в качестве бонуса – еще несколько портретов из издания 1993 года. Причем некоторые герои (Модест Матвеевич, Витька Корнеев) нарисованы явно в старом стиле, а другие (Привалов, Янус) – в новом.
И, наконец, портреты авторов:
Источник http://litvinovs.net/illustrations/migu … n_saturday
Отредактировано mumipappa (2017-07-30 21:10:19)
Поделиться162017-07-29 11:03:10
Мне оба варианта нравятся. А ИДМ по какому изданию делал?
У ИДМ рисунки как у 1965 года издания. В целом мне они как раз ближе, хотя отсутствие некоторых рисунков 1979 немного огорчает. Надо второй вариант рядом поставить и будет хорошо :+)
Поделиться172017-07-29 11:07:40
mumipappa, ты знаешь, я когда все посмотрела, решила, что мне тоже старые ближе. Так что куплю я все-таки себе "Понедельник")))
Поделиться192017-07-29 11:23:31
mumipappa, ой, Жень, спасибо за совет, но обложки это не для меня точно.
Поделиться202017-08-17 08:26:26
Спасибо большое, очень интересно)) И теперь с картинками хочется))))
А мне кажется в 65 больше был на Шурика похож))