Книжный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Книжный форум » Авторы, переводчики и иллюстраторы » Евгений Мигунов


Евгений Мигунов

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

http://s4.uploads.ru/YTzdE.jpg

Евгений Тихонович Мигунов

День рождения: 27 февраля

Художник-мультипликатор, иллюстратор и карикатурист

0

2

Андрей Щербак-Жуков "Мигунов, который умел все"
http://s3.uploads.ru/el7NE.jpg
Книга сказок должна быть с картинками. Убежден, что это – аксиома. И не думаю, что кто-то будет спорить со мной всерьез.

Некоторые авторы стараются сами. Мы знаем мумми-троллей именно такими, какими их представила Туве Янсон, а Маленького Принца – глазами самого Антуана де Сент-Экзюпери. Другие же сказки четко ассоциируются с авторскими дуэтами – писатель и художник-иллюстратор. Трудно себе представить «Алису в Стране чудес» и «Алису в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла без картинок Джона Тенниела, а сказок Гете – без гравюр Вильгельма фон Каульбаха.

В ХХ веке изменились сказки, но не изменились основные принципы. «Приключения Незнайки» Николая Носова прочно связаны с иллюстрациями Генриха Валька. Художник Евгений Мигунов лучше других понял и прочувствовал повести Кира Булычева об Алисе Селезневой – узнал их сказочную суть. Он называл их «сказками из будущего (а не из «мистики прошлого»)». Для многих любителей этой героини, познакомившейся с ней по книгам, а не по последующим экранизациям, «Девочка с Земли» в первую очередь ассоциируется с озорными рисунками Евгения Мигунова. 27 февраля ему исполнилось бы 90 лет. Несмотря на то что он окончил ВГИК и начинал в мультипликации, больше четырех десятков лет он отдал книжной и журнальной графике, в ней нашел свое полное творческое выражение.

Евгений Тихонович Мигунов родился в Москве 27 февраля 1921 года в семье служащего. Сначала он учился в обычной школе № 12 Хамовнического района Москвы, но проявил талант и способности и в числе наиболее успевающих учеников был переведен в Московскую опытно-показательную школу им. Лепешинского. Окончил ее в 1938 году и, проучившись год в изостудии, поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии – в мастерскую знаменитого мультипликатора Ивана Петровича. Иванова-Вано. В 1943 году Мигунов зачисляется на постоянную работу на киностудию «Союзмультфильм». Его первые работы в качестве художника-постановщика были созданы в соавторстве с однокурсником по ВГИКу Анатолием Сазоновым. Они завершили картину Иванова-Вано «Краденое солнце», работали над его же «Зимней сказкой», «Пропавшей грамотой» сестер Брумберг, «Песенкой радости» Мстислава Пащенко, ставшей первым советским рисованным фильм, награжденным на международном фестивале. С 1946 года Мигунов начал уже самостоятельно как художник-постановщик работать с ведущими режиссерами «Союзмультфильма». При его участии поставлены «Веселый огород», «Кто первый?», «Квартет», «Чемпион», «Полкан и Шавка», «Дедушка и внучек», «Трубка и медведь», «Волшебный магазин», «Когда зажигаются елки», «Лесные путешественники», «Песня о дружбе» и др. В 1953 году Мигунов дебютировал как режиссер – мультфильмом «Карандаш и Клякса ≈ веселые охотники». По сути, это был первый в истории студии авторский мультфильм: Мигунов был автором его сценария, художником-постановщиком и режиссером. Потом сделал «Это что за птица?», «Знакомые картинки» (с участием Аркадия Райкина), «Ровно в три пятнадцать...».

Сотрудники студии любили его – человека веселого и трудолюбивого. Называли – «Женька Мигунов, который умеет все». Он был полон самых смелых творческих планов, когда возник конфликт с директором и художник был уволен. Он не успел завершить экранизацию «Прозаседавшихся» Маяковского, не смог поставить весьма смелый сценарий «Мир! Мир» Мир!!!». Евгений Мигунов, по общему признанию, был «душой студии», а имени временщика-директора, уволившего его, сейчас не помнят даже историки советской мультипликации.

Надо сказать, что, по отзывам тех, кто знал Евгения Тихоновича лично, он обладал довольно необычным, противоречивым характером. С одной стороны, он был контактным и сговорчивым человеком – он попросту не умел говорить «нет», даже если проект ему не нравился или он опасался, что не справится с ним на должном уровне. Поскольку он во всем стремился добиться идеального исполнения – этого требовал и от себя самого, и от тех, с кем сотрудничал. Он верил в людей, подчас в своих суждениях даже награждал их положительными качествами сверх меры, он судил людей по высшим требованиям и, если разочаровывался, мог высказать все прямо. Он не мог простить ни себе, ни кому-то другому даже малой толики халтуры. В этом противоречии был источник конфликтов. Показательна история, случившаяся позднее. Мигунов работал над диафильмом в качестве художника, но, прочитав сценарий, не удержался и полностью переписал его, несомненно улучшив, и потом искренне недоумевал, почему на него обиделся халтурщик-сценарист.

В 1960 году мультипликация потеряла самобытного художника. Зато книжная и журнальная графика его приобрела. Любое кино – будь то игровое или рисованное, полнометражное или короткометражное – нивелирует индивидуальность. Есть много примеров, когда художники, проработавшие в анимации многие годы, по-настоящему раскрылись только после того, как окончательно с ней порвали.

Мигунов как карикатурист и оформитель сотрудничал с журналами «Крокодил», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», в «Литературной газете», «Правде», «Советской культуре», «Вечерней Москве» и др. Рисовал диафильмы.

Однако настоящую славу ему принесла книжная иллюстрация. Долгие годы Евгений Мигунов иллюстрировал книги для издательства «Детская литература». Именно здесь в 60-е годы сформировался его неповторимый и узнаваемый издали стиль рисунка. С его графикой вышли «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких, рассказы и пьесы Николая Носова, «Электроник – мальчик из чемодана» Евгения Велтистова, сборники остроумных сказок Феликса Кривина. Ну и, конечно, «Девочка с Земли» и «Сто лет тому вперед» Кира Булычева.

0

3

Евгений Мигунов был первым, кто воплотил очаровательную Алису Селезневу в виде визуального образа. Он «помог» ей взрослеть от «детсадовки» в «Девочке, с которой ничего не случится» до «тинейджерицы» в «Миллионе приключений» и последующий произведениях.

Сотрудничество продолжилось в 90-е годы, когда издательство «Культура» замыслило шеститомник «Приключений Алисы». Этой работой перфекционист Евгений Мигунов остался доволен больше, чем другими книжными сериями. Там были и иллюстрации, и заставки, и форзацы. И к каждому было нарисовано множество эскизов, вариантов, каждый образ долго искался и находился.

http://s8.uploads.ru/AnrDW.jpg
Алиса на Бронте – известная тема. Только тут она в цвете.
Рисунки из архива Евгения Мигунова.

Издательство «Армада» уже получило сработавшийся дуэт из писателя и художника. Они уже были хорошо знакомы, и новые повести о приключениях Алисы одному из первых попадали к Евгению Мигунову. Художник даже подсказал писателю несколько сюжетов – например, именно он предложил объединить два самых популярных цикла произведений и «запустить» Алису в город Великий Гусляр!

К Евгению Мигунову пришел Кир Булычев и когда решил выпустить в трех томах все свои произведения, действие которых происходит в Великом Гусляре. Работа началась в середине 1997 года. Проект этот мог бы быть грандиозным, но воплотился в две плохонькие книжечки с мелкими иллюстрациями. Хотя была нарисована не одна сотня эскизов, набросков, законченных рисунков. Были придуманы образы – и не один, а несколько на выбор! – Корнелия Удалова, Александра Грубина, профессора Льва Минца, старика Ложкина, журналиста Миши Стендаля, доминошников Каца и Погосяна. Были нарисованы обложки, придуманы оригинальные макеты страниц. Большая часть этого материала не знакома широкой публики, она осталась в архиве художника. Есть, к примеру, пейзажи городка с пометками Кира Булычева: «Это не Гусляр! Это Калуга», «Это Пресня». К каждому рассказу цикла, а их больше сотни, рисовались эскизы.

Дневниковые записи отражают творческие терзания художника. Он весьма высоко оценивает прозу Кира Булычева в лучших ее проявлениях, при этом безжалостен к малейшим его просчетам. Временами он сомневается, что способен создать достойный визуальный эквивалент ярким литературным образам писателя. При этом художник уже явно теряет силы – ему ведь было уже под восемьдесят! Весь 1998 год продолжалась работа над Великим Гусляром, а параллельно рисовались иллюстрации к новым повестям об Алисе, шли жесткие споры о ее раскрашивании – можно ли это поручить другому художнику. Издатели были рады любому результату, но Евгений Тихонович стремился к максимальному приближению к идеалу и этим изводил в первую очередь себя. В 1999 году у художника случился инсульт, он уже не мог рисовать сам, но старался контролировать раскраску рисунков для новой серии книг об Алисе.

1 января 2004 года Евгения Мигунова не стало, он похоронен на Миусском кладбище Москвы. Но остались огромные архивы – это и рисунки, и воспоминания, и размышления об искусстве мультипликации и об искусстве иллюстрации.

Источник: "Независимая газета", 03.03.2011 г.
http://www.ng.ru/ng_exlibris/2011-03-03/1_migunov.html

0

4

Мигунову очень благодарна прежде всего за Алису! Вот ни у кого так не получилось, как у него. И конечно "Понедельник начинается в субботу" - это шедевр. Один из самых любимых моих художников!

+1

5

Сергей Литвинов "Понедельник начинается в субботу" в иллюстрациях Мигунова"

http://sf.uploads.ru/SPRy0.jpg
Евгений Мигунов

Пожалуй, лучшие иллюстрации к «Понедельнику» принадлежат перу замечательного художника Евгения Мигунова. Их с полным правом можно назвать каноническими. Если помните, в послесловии Саши Привалова к «Понедельнику» об этих иллюстрациях даже есть отдельная ремарка (в некоторых изданиях, правда, почему-то отсутствующая): «Иллюстрации обладают высокой достоверностью и смотрятся весьма убедительно (я даже подумал было, что художник непосредственно связан со смежным НИИ Кабалистики и Ворожбы)». И Борис Натанович отзывался о них весьма восторжено: «Мигунов, ученик Ротова, не могу не признать, это – люкс, экстра-класс, шедевр!». Не могу с ним не согласиться.

А несколько лет назад я узнал, что, оказывается, существуют две версии мигуновских иллюстраций – одна для первого отдельного издания «Понедельника» (это 1965 год), а другая – для второго (1979). В этой последней версии художник несколько переработал рисунки (да что там «несколько переработал» – попросту перерисовал заново), адаптировав персонажей к современности. Саша Привалов, скажем, стал явно напоминать Шурика.

0

6

Впервые я прочел «Понедельник» как раз в издании 79-го года, с Приваловым-Шуриком. И когда я узнал о существовании предыдущей редакции этих иллюстраций, мне стало ужасно интересно сравнить их. И, как позже выяснилось, такое желание возникает не у меня одного. Если у вас есть одна из этих книг, может быть, и вам будет любопытно увидеть альтернативные рисунки?

В общем, давайте смотреть. Слева – старые, справа – новые.

1965

1979

Вот такие у них обложки:

http://se.uploads.ru/t/pe42X.jpg

http://sf.uploads.ru/t/0r1ye.jpg

Ифриты во втором издании перебрались на титульный лист:

http://s5.uploads.ru/t/1aE2v.jpg

http://s1.uploads.ru/t/6ON5K.jpg

А таким титульный лист был в первом издании (диван, обратите внимание, на курьих ножках):

http://s3.uploads.ru/t/CrZe8.jpg

http://s1.uploads.ru/t/6ON5K.jpg

0

7

"Я приближался к месту моего назначения..."
В первой версии Володя Почкин ходил на охоту без ружья, зато с чемоданом. И, похоже, с чертежным тубусом в рюкзаке.

http://s4.uploads.ru/t/GkDrV.jpg

http://s3.uploads.ru/t/z6yFH.jpg

Ворота ИЗНАКУРНОЖ:

http://sh.uploads.ru/t/BZ7fM.jpg

http://se.uploads.ru/t/Y0rUW.jpg

А вот аж третий рисунок с воротами! Из зала подсказывают, что это из издания 1993 года.

http://s3.uploads.ru/t/fInZc.jpg

0

8

Наина Киевна в веселенькой косынке с изображениями атомиума и с надписью «Международная выставка в Брюсселе»:

http://s9.uploads.ru/t/Ga1jK.jpg

http://s9.uploads.ru/t/1X5nt.jpg

Кот Василий:

http://se.uploads.ru/t/aR5Fc.jpg

http://s4.uploads.ru/t/G35gZ.jpg

Говорящая щука:

http://s4.uploads.ru/t/TJ09o.jpg

http://sg.uploads.ru/t/jkTd0.jpg

Дракона везут на полигон (в толпе стоят Саша Привалов с Наиной Киевной):

http://sg.uploads.ru/t/g3zGi.jpg

http://s7.uploads.ru/t/dMBWm.jpg

Наина Киевна подкатывается на предмет транспорта до Лысой Горы (вы заметили русалку в ветвях дуба?):

http://sf.uploads.ru/t/sdmFO.jpg

http://s7.uploads.ru/t/2hjWf.jpg

Гриф на печи:

http://s8.uploads.ru/t/Z9eWs.jpg

http://s0.uploads.ru/t/etz2W.jpg

0

9

Витька Корнеев прилетел за умклайдетом (в книге 1965 года такого рисунка не было):

http://s4.uploads.ru/t/jBVYl.jpg

Модест Матвеевич прекращает разбазаривание:

http://s7.uploads.ru/t/u8AyV.jpg

http://sf.uploads.ru/t/JEVsw.jpg

Утренняя гимнастика (а эта иллюстрация пропала в издании 1979 года):

http://sh.uploads.ru/t/fgA7C.jpg

Музей НИИЧАВО (под рогаткой, которую рассматривает Саша на новой иллюстрации, можно прочитать подпись: «Праща Давида»):

http://sh.uploads.ru/t/7XzHG.jpg

http://s8.uploads.ru/t/kbPtL.jpg

— Ну неужели ты не видишь?
И я увидел...

http://s5.uploads.ru/t/GZQWJ.jpg

http://s8.uploads.ru/t/gar4K.jpg

0

10

Саша Привалов на инструктаже у Модеста (вся мебель снова на курьих ножках):

http://sg.uploads.ru/t/UjmgV.jpg

http://sg.uploads.ru/t/ftJcC.jpg

Федор Симеонович Киврин (весьма напоминает внешне Феликса Кривина, хотя его главный прототип – Иван Ефремов):

http://sd.uploads.ru/t/0GYOc.jpg

http://s8.uploads.ru/t/D27of.jpg

Невообразимо изящный Кристобаль Хозевич Хунта:

http://s8.uploads.ru/t/q2vp0.jpg

http://sh.uploads.ru/t/xuNTk.jpg

Выбегалло (чем-то напоминает одного из своих прототипов Александра Казанцева):

http://sd.uploads.ru/t/LIv51.jpg

http://s1.uploads.ru/t/q9Qfh.jpg

Мерлин с краденным приемником (есть только во втором издании):

http://sa.uploads.ru/t/kESAr.jpg

Магнус Редькин и его брюки-невидимки (в первой редакции Мигунов явно был стыдливей):

http://s6.uploads.ru/t/xOCJR.jpg

http://sh.uploads.ru/t/5zVAW.jpg

0

11

Необъятный вестибюль института:

http://s9.uploads.ru/t/63nsh.jpg

http://s6.uploads.ru/t/Dkmz2.jpg

Автоклав (опять же, по традиции на курьих ножках):

http://s3.uploads.ru/t/JB8QP.jpg

http://s3.uploads.ru/t/NfuyB.jpg

Разоблачение Витькиного лже-дубля с дохлым окунем (присутствует только в старом издании):

http://s4.uploads.ru/t/MkWeY.jpg

Это и есть трансгрессия?

http://sa.uploads.ru/t/OgYad.jpg

http://s6.uploads.ru/t/VnHfm.jpg

Выбегалло у автоклава (лишь в поздней редакции):

http://s0.uploads.ru/t/SAFd4.jpg

Котт и Гиес грузят аппаратуру, Бриарей валяет дурака:

http://sf.uploads.ru/t/zjQ3m.jpg

http://sh.uploads.ru/t/rIDxf.jpg

0

12

Мне оба варианта нравятся. А ИДМ по какому изданию делал?

0

13

Дискуссия о небелковой жизни (на второй иллюстрации Эдик непринужденно снял туфли и остался в носках):

http://s2.uploads.ru/t/cEDZ9.jpg

http://s9.uploads.ru/t/zome8.jpg

Воронка после последнего кадавра (чуть ли не единственный рисунок, не измененный в новом издании, а лишь слегка повернутый):

http://s6.uploads.ru/t/2wdUh.jpg

http://s4.uploads.ru/t/l3rqF.jpg

Витька левитирует (похоже, ребята окончательно приватизировали диван-транслятор):

http://sa.uploads.ru/t/KefOv.jpg

http://s9.uploads.ru/t/XhO6w.jpg

Луи Седловой со своим агрегатом для временных путешествий (в новой редакции его почему-то нет):

http://s0.uploads.ru/t/pwO2N.jpg

Путешествие в описываемое будущее:

http://s8.uploads.ru/t/v9QAp.jpg

http://sa.uploads.ru/t/abT9O.jpg

Саша Дрозд, Привалов и ведьмочка Стелла рисуют стенгазету, а за ними наблюдает попугай (эта иллюстрация во втором издании пропала):

http://s1.uploads.ru/t/xQHSJ.jpg

0

14

Мертвый попугай в чашке Петри:

http://s1.uploads.ru/t/fpD26.jpg

http://sa.uploads.ru/t/YI1vF.jpg

Ассоциативный допрос:

http://s2.uploads.ru/t/17yQr.jpg

http://s7.uploads.ru/t/j14Ae.jpg

Янус с попугаем:

http://s2.uploads.ru/t/LSmyK.jpg

Ведьмочка Стелла (такая симпатичная Стелла есть только в новом издании):

http://se.uploads.ru/t/Mz2cX.jpg

Саша Привалов догадался о дискретной контрамоции:

http://s8.uploads.ru/t/Cknq0.jpg

Янус Полуэктович – как и положено, в двух лицах: Янус постарше (1965) и Янус помоложе (1979):

http://s1.uploads.ru/t/B5DUj.jpg

http://se.uploads.ru/t/gJZia.jpg

Узнали обложку книги на столе? Да, в издании 1965 года Привалов рецензирует это самое издание 1965 года

http://s2.uploads.ru/t/6wZMB.jpg

http://s8.uploads.ru/t/hnW3I.jpg

0

15

А в качестве бонуса – еще несколько портретов из издания 1993 года. Причем некоторые герои (Модест Матвеевич, Витька Корнеев) нарисованы явно в старом стиле, а другие (Привалов, Янус) – в новом.

http://s3.uploads.ru/t/JIkV9.jpg

http://s1.uploads.ru/t/yghai.jpg

И, наконец, портреты авторов:

http://s7.uploads.ru/HQXt2.jpg

http://s4.uploads.ru/WS6LA.jpg

Источник http://litvinovs.net/illustrations/migu … n_saturday

Отредактировано mumipappa (2017-07-30 21:10:19)

0

16

#p2038,winged-friend написал(а):

Мне оба варианта нравятся. А ИДМ по какому изданию делал?

У ИДМ рисунки как у 1965 года издания. В целом мне они как раз ближе, хотя отсутствие некоторых рисунков 1979 немного огорчает. Надо второй вариант рядом поставить и будет хорошо :+)

0

17

mumipappa, ты знаешь, я когда все посмотрела, решила, что мне тоже старые ближе. Так что куплю я все-таки себе "Понедельник")))

0

18

#p2043,winged-friend написал(а):

Так что куплю я все-таки себе "Понедельник")))

Тем более, что рисунки там изданы отлично! Но рекомендую сразу надеть обложку, чтобы защитить тканевый корешок
http://s9.uploads.ru/t/nzd0K.jpg
У этого издания он - слабое место.

0

19

mumipappa, ой, Жень, спасибо за совет, но обложки это не для меня точно.

+1

20

Спасибо большое, очень интересно)) И теперь с картинками хочется))))
А мне кажется в 65 больше был на Шурика похож))

0


Вы здесь » Книжный форум » Авторы, переводчики и иллюстраторы » Евгений Мигунов